Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!




Главная

День Адыгов!

В минувшие выходные в СОШ №1 с.п. Куба-Таба состоялся замечательный этнографический праздник, объединивший сразу две даты: Дни адыгов и национального костюма. Как пояснила заместитель директора школы по УВР Мадина Кажарова, которая вела мероприятие, в его подготовке и проведении приняли участие все педагоги и учащиеся 1-11 классов.

В течение месяца школьники, учителя, родители собирали сохранившиеся в семьях предметы старинного быта кабардинцев: одежду, утварь, музыкальные инструменты и садовый инвентарь. По старым фотографиям восстанавливали старинные песни и танцы, изучали детали различных бытовых обрядов. Каждый класс готовил к финальному этапу оригинальный номер, а также "строил" свое подворье.
В этот день первый урок во всех классах был посвящен истории адыгов, значению национального костюма, который отражал не только социальный статус, но и возрастной, а также говорил о принадлежности к одному из 12 племен. Младшеклассникам рассказали о древних обрядах адыгов, связанных с детством. Многие из них в усеченном виде сохранились до сих пор, что свидетельствует об их актуальности и в наши дни. Как оказалось, многие современные дети прекрасно знают корни своей фамилии, знакомы с родовыми знаками своей семьи, разбираются в генеалогии и географии предков.
Адыгэ хабзэ – это народное коллективное творение. Его объект – вся бытовая жизнь адыгов в деталях. Адыгэ хабзэ должен следовать каждый уважающий себя адыг, стремясь соблюсти все его нормы и правила.
Семейная обрядовая поэзия адыгов богата обычаями и традициями. К сожалению, часть из них на сегодняшний день утрачена. Однако, стараниями современных представителей нашего народа, можно их возродить, ведь в этих традициях – наша история, и мы вполне в силах ее сохранить. Поэтому так важно прививать нормы адыгэ хабзэ детям с самого раннего возраста.
Заключительный этап праздника прошел очень эмоционально. Школьный двор просто расцвел яркими национальными костюмами детей, вполне современные воздушные шары достаточно органично вписывались в общую картину. Прекрасно подобранное музыкальное сопровождение подчеркивало национальный колорит. Но самое главное – искреннее позитивное отношение школьников к заявленной теме праздника, их неподдельный интерес к истории и культуре своего народа. Даже самые маленькие – первоклашки, с парада которых по школьному двору и начался, собственно, сам праздник, несли изготовленные с помощью их учительницы Х.М. Кочесоковой таблички с названиями 12 древних адыгских племен.
Само название праздника "Ирегъагъэ, ирефIакIуэ ди адыгэ лъэпкъыр!" – говорит за себя. Здесь было все: прекрасные костюмы, флаги, декорации и даже настоящая лошадь с бричкой. Не прошли даром изыскания детей и учителей, многочисленные классные часы и тематические мероприятия, проведенные накануне. В холле школы организовали выставку старинной утвари, а во дворе музыкальные номера сменялись танцами, театрализованными песнями, инсценировками. Хочу отметить, что все без исключения выступления были хороши, и, что особенно приятно, случались и сюрпризы, и импровизации, прекрасно вписывающиеся в основной сценарий. Это и шуточная песенка, исполненная второклассниками, и вполне профессиональные танцевальные номера школьников. Особенно понравилась сценка "Умирающий джигит". Школьники коснулись трагического момента: смертельно больной юноша-адыг не хочет лежать в присутствии отца. Соблюдая обычай уважения и почитания старших, он просит друзей поддержать его, и падает лишь тогда, когда отец выходит. Семиклассники со своей учительницей Залиной Паунежевой были очень органичны в инсценировке.
Очень заинтересовали танцы "Сосруко", "Девичий", молодежная игра "Хъуэрыбзэ", в которой искрометно состязались в острословии юноши и девушки – учащиеся 7 класса, и, конечно, фрагменты национальных обрядов "Унэишэ", "Щауэишэж", "Лъэтеувэ", замечательные состязания в ловкости "кхъуейплъыжькIэрыщIэ" с призами победителям, которые приготовили для них учителя. Звонко пели школьники Ляна Чеченова, Алина Шханукова, Эльдар Кочесоков, не обошлось и без веселых ажэгъафэ... В обряде "Унэишэ" девочки несли настоящую "ореховую невесту" (т.е. сделанную из орехов), следом за которой вели "нысащIэ". Впереди промчалась бричка с лихими джигитами и флагом адыгов. Далее шествовал "старший представитель рода невесты" с бунчуком в белоснежной черкеске. Все строго по канонам старинного обряда: и баранья шкура, через которую перешагнула "невеста", и слова приветствия из уст "представителей рода жениха". В одном из подворий, которое организовали пятиклассники с классным руководителем Валентиной Крымуковой, разыграли обряд "Лъэтеувэ" с вполне реальным "малышом" – Кардановым Аланом. Было очень весело и шумно. Как и в далекие времена, он выбирал различные предметы и выбрал... деньги! В каждом подворье, которые разместились вдоль ограды школьного двора, гостей встречали хозяева – школьники, родители и классный руководитель, угощали национальными блюдами, приглашали поучаствовать в конкурсах, викторинах, старинных обрядах. Отдельно хочется отметить старания родителей в подготовке и организации праздника. Они не только помогали с костюмами и инвентарем, но и готовили национальные блюда, и участвовали в инсценировках национальных обрядов.
Много хороших слов о жизни и быте адыгов, их истории и культуре, своеобразном кодексе чести – "адыгэ хабзэ" и "адыгэ нэмыс", услышали в этот день все присутствующие на празднике. Каждый узнал что-то новое или сам сумел рассказать и представить на суд зрителей плоды своих творческих изысканий. Даже те школьники, которые не сумели предстать в полном национальном наряде, постарались использовать элементы костюма. Мальчики выходили в круг, накинув на плечи башлык, девочки покрывались кружевными шарфами, крепили на рукава орнаменты. Некоторых самых маленьких зрителей родители одели в черкески и национальные платьица. Зрелище было очень увлекательное. А над входом в школу сияли 12 золотых звезд. Главное, что показал праздник, – дети знают и любят историю своего народа, ценят красоту и гармонию национального колорита, будь то костюм, традиции или замечательные по красоте и зрелищности национальные обряды.
К сожалению, на страницах газеты невозможно перечислить всех активных участников действа, но все они без исключения были в этот день очень хороши!
Завершилось веселое познавательное мероприятие, к общей радости взрослых сельчан и детворы, традиционным красочным шествием школьников и педагогов по центральной улице села. Развевались флаги и шары, звучала гармонь (и не одна!), танцевали, веселились и просто шли по селу, взявшись за руки, учителя и школьники, прославляя в песнях свой народ.

ввв

паапрпа

к6еге

кукпрке

Дополнительная информация